Осетинская черкеска — Цухъхьа

Верхней мужской одеждой была одежда из сукна — черкеска цухъхьа. В.И. Абаев относил этот термин, получивший широкое распространение среди народов Кавказа, к персидско-тюркским корням (в переводе с персидского языка — сиха обозначал «шерстяную одежду», с тюркского — сиха «сукно, одежда из сукна» (Абаев, 1973. С. 24).

В XVIII — первой половине XIX в. покрой черкески был более свободный, чем позднее. На рисунке Яна Потоцкого (юнец XVIII в.) осетин изображен в короткой черкеске без выреза на груди, с бортами, стянутыми тремя парами завязок. Упоминание о черкеске (сюртуке) с завязками встречалось и в письменных свидетельствах первой половины XIX в. ( Паррот, 1967. С. 193).
У осетин, как и у адыгов, кроме длинных узких рукавов, шились черкески с откидными рукавами, не зашитыми от подмышки до локтя. Когда в отверстие продевалась рука, то рукав черкески висел сзади у плеча. Наличие у осетин кафтана (черкески) из черного или серого грубого сукна с разрезными рукавами отмечал Штедер (Штедер, 1967. С. 36).

Подобный же покрой рукавов зафиксирован и в черкесках из осетинских наземных склепов (Тменов , 1979. С. 122).
Такие черкески были характерны также для народов Закавказья и персов.
Сначала газыри — бсерцышсе, деревянные трубочки с зарядами пороха для оружия, носили в кожаной сумке на ремне через плечо или на поясе, что создавало определенные неудобства. Постепенно газырницы — нагрудные карманчики с мелкими отделениями, делавшиеся из кожи, стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди.

Газырницы из кожи обшивали галуном. Ниже газырниц делали карманы для хранения натруски, кресала и др.
Черкеску шили из местного домотканого или привозного сукна, и даже холста (Мамукаев ,1980. С. 9S) различных цветов. В конце XIX — начале XX в. праздничные черкески стали больше шить из привозного фабричного сукна. Социальная верхушка носила черкески из дорогого фабричного сукна, часто белого цвета, обшивая края рукавов, подола и переднего разреза галуном из серебряных или золотых нитей. Высоко ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности в Моздокском уезде, из верблюжьей шерсти (Калоев, 2004. С. 272).
По покрою, осетинская черкеска почти ничем не отличалась от подобной соседних народов Северного Кавказа. Черкеска раскраивалась цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника. Через открытую грудь был виден бешмет, а позднее кавказская рубаха. Около талии черкеска застегивалась на несколько пуговиц и петель из шнурка. Рукава черкески делались широкими и прямыми. В праздничных черкесках рукава, шившиеся намного длиннее кисти руки, носились с отворотами. Во время танцев рукава черкески спускали во всю длину. Длина черкески была немного ниже колен. В начале XX в. в среде знати были популярны очень длинные черкески.
В 1920-1930 гг. спинку черкески стали делать отрезной, а шнурковые пуговицы и петли начали заменять покупными железными крючками и петлями. Становятся популярными черкески без газырей, вместо которых нашивали поперечные длинные и узкие карманы с двойными (сверху и снизу) клапанами.

В качестве рабочей одежды в этот период продолжала оставаться черкеска с высоким воротником, которую можно было носить без бешмета. К концу 1930-х годов черкеску надевали в праздничные дни, заказывали ее в специальных мастерских из фабричного сукна. В 1960-1970-е годы черкеску носили редко, она сменилась на одежду городского типа.