Осетинская одежда общие сведения

До присоединения к России одежда осетин шилась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве. В Осетии производилось прекрасное домотканое сукно, которое было довольно популярно на Кавказе и активно продавалось на рынках Северного Кавказа и Грузии.

По данным путешественников XVIII в., Осетия поддерживала постоянные торговые связи с другими районами Кавказа. Осетины привозили из Тифлиса, Гори, Кутаиси, а также с Северного Кавказа различные ткани, в том числе шелковые и хлопковые. В середине XVIII в. в Осетию стали привозить при посредничестве армянских купцов и русские фабричные ткани, например, русский холст — четен.

Во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений в самой Осетии, ростом земледелия и скотоводства основным материалом для одежды, особенно у равнинных осетин, становятся фабричные ткани. Но наряду с покупными материалами большим спросом продолжали пользоваться шерстяные ткани собственного производства.

Вся одежда осетин изготовлялась женщинами. Одежду шили вручную, особенно в горах.
Швейными машинами стали пользоваться в горных районах Осетии только в конце XIX — начале XX в. Среди женщин, шивших одежду, было немало талантливых мастериц.

Они выполняли басонные работы: плели из золотной нити тесьму или шнур — быд, ткали галуны — хсердгсеусефгсебыд, алдымбыд, которыми обшивали одежду и головные уборы.
Мастерицы прекрасно владели техникой вышивания золотыми и серебряными нитями -хсердгсехуыд, нанесением узора тесьмой или шнуром — быднывсефтыд, вышивкой аппликаций — нывсефтыд и другими техническими приемами.

Мужская одежда. В XVIII — первой половине XIX в. мужская одежда народов Северного Кавказа имела как отличия, так и много общих черт, которые прошли длительный путь развития. К середине XIX в. различия в мужской одежде нивелировались и произошло формирование «обычного горского костюма», характерными чертами которого являлись наличие газырницы и открытого ворота на черкеске, высокий воротник на бешмете, меховая шапка-папаха (Студенецкая, 1989. С. 40).