Осетинская папаха — Уæлдзарм худ

Традиционной верхней накидной одеждой осетин являлась бурка — уселседарсен нымсет, войлочный плащ с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи. Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, являлась одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов, сарматов и алан, которые и занесли ее на Кавказ (Толстой, Кондаков, 1890. С. 12, 85, 138′, Руденко, 1953. С. 110).

Бурка защищала мужчину от дождя, холода и жары, а для пастуха служила и постелью. В XVIII -первой половине XIX в. бурка была очень короткой, иногда значительно выше колен. Покрой ее был колоколообразным, поскольку при ее изготовлении шерсть выкраивалась в форме полукруга или даже 3/4 круга (Студецкая, 1989. С. 82). Постепенно она изменялась. В конце XIX в. короткие бурки носили в основном чабаны, которые пасли скот пешком.

Для всадников, особенно для табунщиков, более удобной была длинная бурка. Высоко ценились кабардинские бурки. Больше всего котировались длинноворсные, изготовлявшиеся андийцами в Дагестане, однако из-за дороговизны у осетин они встречались редко.
В начале XX в. сложился тип бурки с прямыми широкими (до метра) плечами и слегка расширяющийся книзу, который сменил старую колоколообразную бурку.
Одной из форм сшитой плечевой одежды была одежда из бурочного войлока. Она была длиной до колен, а то и ниже, прямого покроя или приталенная с длинными вшивными рукавами. Носили такую одежду в основном пастухи или мужчины, выезжавшие в лес за дровами и т.п. У дигорцев одежда из войлока известна под названием гебена.
Древние традиции имели накидки из грубой шерстяной ткани — хъисын. Накидка была сходна с подобной одеждой скифов (Колаев , 2004. С. 274), она упоминалась в нартском эпосе ( Магометов, 1968. С. 275). На плечах накидка скреплялась при помощи деревянной или костяной палочки или железной булавки. В XIX в. накидку из шерстяной ткани носили в основном бедные слои населения.