Осетинский женский нагрудник — Риуыæгънæджытæ

Из украшений, нашитых или прикрепленных к одежде, особый интерес представляют нагрудные застежки — риуыæгънæджытæ, которые пришивались на кафтанчик, а позднее — на нагрудник. Эти застежки, украшенные разнообразными узорами и насечкой, известны уже по инвентарю позднесредневековых наземных склепов (Тменов, 1979. С. 129). Более ранние традиционные застежки были чаще всего литыми. Они гравировались иногда чернью и полосками ложной зерни.

Со временем, после замены кафтанчиков нагрудниками, изменилась и функция застежек, ставших украшением. В начале XX в. застежки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник.

Стала широко использоваться накладная филигрань, застежки стали инкрустироваться камнями или цветными стеклами. Появились также застежки с несколькими перехватами, выступами или розетками, в виде распростертых крыльев или хвостов и др.
Со временем все детали кафтанчика претерпели некоторые изменения:

  1. нагрудник с застежками или без них;
  2. нижние полочки на пояске, поясные подвески;
  3. нарукавники;
  4. иногда воротничок (Студенецкая, 1989. С. 139).

Это были именно те части бывшего кафтанчика, которые видны из-под платья и обычно украшались металлическими застежками, галунами, вышивкой. Впоследствии эти части кафтанчика стали восприниматься как отдельные предметы. Верхняя ее часть приобрела функцию нагрудника, надеваемого под вырез платья, и имела несколько типов.

Сначала это просто безрукавка из простой, часто белой ткани, которая застегивалась сзади на пуговицы или крючки. Спереди на нее была нашита широкая полоска бархата, сукна, плотного шелка, часто окантованная галуном, на которой закреплены традиционные нагрудные металлические застежки, в данном случае предназначенные для нагрудных украшений, видных в глубокий (до талии) вырез платья (Студенецкая, 1989. С. 141).
Затем эта форма носила функцию нагрудника с нашитыми на него застежками, который удерживался при помощи пришитого к нему стоячего воротника, застегивающегося сзади на шее. Наконец, нагрудник уже носится без застежек, украшенный золотым шитьем, чаще всего гладью. Нагрудники, из бархата, сукна или плотного шелка, завязывались на шее и талии, иногда имели стоячий воротник.

Цвет их отличался от цвета платья, но в основном совпадал с цветом поясных подвесок и нарукавников. В конце XIX — начале XX в. у осетинок были в моде оба типа нагрудника.
В плоскостных районах и в городе в этот период встречались нагрудники из легкой шелковой ткани в сборку, с обшивкой по вороту или стоячим воротником.

Нагрудники, имитировавшие парадную рубашку или блузку, надевали под платье с вырезом на груди, но чаще всего уже не распашного покроя. Последней ступенью перехода к платью с закрытой грудью и стоячим воротником были нагрудники, сшитые из той же ткани, что и платье. Они надевались под вырез платья и создавали иллюзию цельного лифа. Такие платья были характерны для стиля начала XX в.
Со временем нижние полочки кафтанчика стали пришиваться к узкому пояску, застегивающемуся на талии. Эти поясные подвески, за которыми сохранилось название цыбыр куырсет, были похожи на короткий фартучек из двух половинок. Их украшали галунами и вышивкой, которая сохраняла традиционный узор угла кафтанчика. Поясные подвески были видны в разрез распашного платья. При переходе к закрытым платьям спереди, они исчезли.
Вышитые нарукавники имели форму трапеции и застегивались у кисти и локтя на маленькие пуговки.
Таким образом, воротничок, нагрудник, нарукавник и полочки являлись рудиментами кафтанчика. В Осетии кафтанчик в полном виде сохранялся не позднее третьей четверти XIX в., а в конце XIX — начале XX в. носили уже только нагрудник и поясные подвески, а позднее (в закрытых платьях) — один нагрудник, с застежками или без них (Студенецкая, 1989. С. 142).